2024/08/27

Можно ли считать академическую честность (academic Integrity) дополнительной академической компетенцией?

Second Handbook of Academic Integrity, Springer Cham, 2024. — https://doi.org/10.1007/978-3-031-54144-5 (книжка в российскую национальную подписку входит, поэтому многим доступна).

Термин "академические компетенции" давно со мной, ведь в 2021 году нужно было придумать название для своей лаборатории в ТюмГУ. Лаборатория академических компетенций и управления знаниями — название как минимум привлекательное, взвешенное и говорило и про навыки исследовательские, и про навыки деловые.

Вот только проблема в том, что академические навыки очень конкретное понятие. Оно означает умение работать в контексте академической деятельности. Конкретно? Вполне. Проблема в том, что как понятие, которое схватывает практику, а практика редко стоит на месте, изнутри деятельности оно вполне ясно, а вот за пределами — крайне проблематично. Если же к этому добавить еще и то, определение академических навыков практически полностью совпадает с информационной грамотностью, поскольку академически грамотный человек умеет читать и писать академически (здесь и до поиска с критической оценкой источников рукой подать), то вообще уже становится не совсем ясно, зачем столько слов. Поэтому я теперь предпочитаю говорить об информационной грамотности, ведь это понятие одно из самых старых, хорошо разработано различными практиками и поэтому легко может использоваться в обучении и детей, и взрослых.

Однако вернемся к вопросу о том, можно ли считать академическую честность частью академических компетенций, а следовательно и информационной грамотности. Полагаю, что можно, поскольку без понимания правил и стандартов, которыми руководствуются в исследовательской деятельности и образовательной деятельности представить себе, что кто-то будет корректно читать, анализировать и транслировать далее свои мысли сложно.

Подумал я об этом не совсем случайно, а поскольку с появлением ГИИ нужно особенно внимательно транслировать установки на академическую работу. Без этих установок могут получиться печальные результаты. Совсем как в спорте: если кто-то считает, что прийти на финиш первым, а там все средства хороши, значит, этот человек что-то не понимает в том, чем занимается. Возникает вопрос стандартов, которые в первую очень обращены к себе самому. А ведь это и есть рассуждения о честности или добросовестности (так и не понимаю, какая версия перевода на русский язык лучше, поскольку они важные, но разные стороны термина раскрывают).

Комментариев нет:

Отправить комментарий