Универсальные компетенции в российских университетах / под общ. ред. Т.В. Пащенко; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". — М., 2023. — 244 с.
Книгу можно скачать по адресу: https://publications.hse.ru/books/874501206
Если книга про универсальные компетентности и новую грамотность была попыткой дать определение сущности и роли новых грамотностей в современной системе образования, которая в книге 2020 года была по преимуществу школьным образованием, то "Универсальные компетенции в российских университетах" посвящены исключительно образованию высшему, что мне намного интереснее.
Книга собрана из самостоятельных глав, которые объединяет если не общая логика, то по крайней мере структура: сначала мы узнаем о том, что представляет собой университет, а потом о том, что там было сделано для изменения образовательного процесса и большего отражения универсальных компетенций в образовательных результатах. К сожалению, какой-то общей схемы понимания того, что такое универсальные компетенции (не компетентности, как это было в книге 2020), нет. Только на примере УрФУ можно сделать какие-то общие выводы, хотя мне лично не хватает деталей. Нужно будет с коллегами пообщаться. Довольно много конкретики в описании опыта ВШЭ, однако различные элементы этого опыта самостоятельны и в общую картину у меня пока не сложились.
Однако меня сильно заинтересовало то, что у многих элементов цифровой или информационной грамотности (самостоятельные они или одна входит в другую мне еще нужно разобраться, но по логике текста информационная является элементом цифровой грамотности) есть индикаторы. Они вполне конкретные. Исходя из формулировок для качественных исследований такие индикаторы вполне пригодны, а если делать правильные выборки, то какие-то выводы по целой организации делать можно будет.
Довольно большие сложности у меня возникли в понимании того, что делается в Томском государственном университете, но тут, видимо, нужно будет ехать и смотреть, как все это работает. Как можно из курса "Великие книги" формировать представления о том, что в различных картинах мира скрываются различные скрытые предпосылки, я не могу понять. За этим стоит какая-то ядреная педагогика, в которой мне хотелось бы разобраться.
В общем, книжка интересна если не общей схемой, то расхождениями в понимании того, что и как можно делать. Мне кажется, что фиксировать различия позиций очень важно, поскольку наши взгляды меняются, когда у нас прибавляется опыта, и часто потом очень сложно вспомнить, кто и что заявлял. А тут хорошее полотно получилось, на котором опыт и устремления каждого проглядывают вполне. И вот по поводу этой книги точно можно сказать, что каждая его часть имеет набор хорошо узнаваемых, хоть и скрытых предпосылок. Этим книга ценна особенно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий