2024/08/08

Книжные клубы и развитие навыков самостоятельного чтения

Одна из основных проблем с чтением, что в университете, что в школе, что в последующей долгой и счастливой жизни состоит в том, что многие будто бы просто не умеют читать самостоятельно. Многим сложно чем-то интересоваться и делать это систематически. Впрочем, ничего странного в таком чувстве нет, поскольку действительно чем-то интересоваться можно только вместе с другими людьми. Конечно, для кого-то вместе означает изучение миллионов видеороликов на доступном видеохостинге, а кому-то нужны оживленные встречи в малых или больших компаниях. Однако в любом случае социальное измерение нашей интеллектуальной деятельности нельзя игнорировать.

В связи с этим меня давно интересуют книжные или, точнее, читательские клубы. Чаще их называют "книжными", поскольку в практике больше людей вместе читают книги, однако в рамках образовательной и исследовательской работы не меньшее значение могут иметь и для многих имеют читательские клубы по журналам, подборкам статей и, по сути, чему угодно. Любой читательский клуб определяется одним: в центре (хотя это отправная точка, от которой каждая группа движется в своем направлении) находится чтение какого-то текста (хотя сейчас и прослушивание тоже подойдет*). А вот дальше возникает вопрос о том, в какой ситуации и для каких целей мы запускаем книжный клуб. И здесь есть очень много самых интересных ответов. Учитывая, что в современном российском образовании самостоятельная работа студентов будто бы не рассматривается как проблема, хотя именно здесь и происходит настоящее образование, ведь люди обычно учатся, их очень редко можно просто научить, книжные клубы могли бы рассматриваться как хороший инструмент, который позволяет быстро дополнять образовательный процесс свободными формами деятельности. Мы все знаем, как часто в учебный план хочется что-то добавить, но уже никакой возможности поменять образовательную программу нет. Но если закладывать свободные форматы работы, то много менять и не придется. А если еще и правильно организовать процесс, то и нагрузка на преподавателей будет не самая большая. Замечу, что многие преподаватели любят менее формализованные способы обучения, когда группы студентов работают над тем, что им действительно интересно. И таким форматом может быть не только исследовательский или инженерный проект, но и читательский клуб.

Пишу это, чтобы зафиксировать несколько важных для себя тем. На днях решил придумать ППК для преподавателей и библиотекарей, посвященную созданию и поддержке читательских клубов в университете как инструмента повышения качества обучения.

Рекомендую послушать довольно простой по идеям эпизод про то, что делают с читательскими клубами в школах Амстердама. Прелесть в том, что делают очень простые вещи. И рекомендации дают совсем не самые мудреные, хотя следовать им не так-то просто. Здесь есть один важный момент по поводу "различий". В Европе и России сейчас тема различий, в том числе в образовании, понимается по-разному. Тема "нейроотличных" людей пока не самая популярная, но при работе с таким форматом как читательский клуб работать можно с самыми разными различиями: в том числе классовыми, национальными и религиозными. С любыми различиями работать непросто, но для нормальной жизни это очень нужно.

Прослушать эпизод подкаста (на английском)

Book Clubs with Dr. Jody Polleck

In today’s episode host Matt Sroka chats with Dr. Jody Polleck about how teachers can utilize book clubs to foster academic and emotional literacies as well as promote student agency. This conversation centers around her article for The Journal of Adolescent & Adult Literacy titled: Using culturally sustaining science fiction book clubs to address agency and academic and emotional literacies with Dutch neurodiverse youth.

Кстати, рекомедую поглядывать на подкаст Journal of Adolescent & Adult Literacy Podcast и на сам журнал. Там бывают довольно интересные материалы.

* Про просмотр пока не могу сказать ничего конкретного. Еще не решил, насколько опыт индивидуального/коллективного просмотра с последующим обсуждением можно считать похожим на чтение. Восприятие работает по другому. К тому же, кино довольно специфически делается, поэтому если его интерпретировать, то нужно иметь специфический багаж. Но не знаю. Сходство тоже есть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий