Многим кажется, что если нет ясности в формулировках, то и понимания фундаментального тоже нет. И в случае с информационной грамотностью ясности формулировок не получается, точнее, они есть только в рамках конкретной профессии. А другая профессия будет то же самое называть совсем другими словами. Но, как мне кажется, о недостатке понимания это не говорит. Поскольку информационная грамотность, медиаграмотность, критическое мышление, цифровая грамотность и некоторые другие виды новых грамотностей предельно конкретно описаны в плане развития, вариантов проверки, уровней и этапов развития, выходит, что проблема в том, что из-за большой важности навыка работы с информацией очень много профессионалов занимаются ею удобными для себя способами. И поскольку этим профессионалам важна практика, а не ясность понятийного аппарата, все спокойно живут со своими понятиями. Мне почему-то не спокойно в такой ситуации, поэтому буду разбираться в понятиях. Есть проблема в понятийной разорванности, поскольку она мешает объединять усилия в решении тех самых практических проблем развития навыка работы с информацией, которых меньше за последние 50 лет не стало.
В качестве полезного текста предлагаю почитать материал доклада Елены Холлис, которая сначала работала библиотекарем, а потом стала изучать критическое мышление. Текст линейный. Его можно читать не на английском, ведь теперь любой браузер умеет переводить и делает это даже очень хорошо.
Hollis, H. (2019). Information literacy and critical thinking: different concepts, shared conceptions. In Proceedings of CoLIS, the Tenth International Conference on Conceptions of Library and Information Science, Ljubljana, Slovenia, June 16-19, 2019. Information Research, 24(4), paper colis1921. Retrieved from http://InformationR.net/ir/24-4/colis/colis1921.html (Archived by the Internet Archive at https://web.archive.org/web/20191217173948/http://informationr.net/ir/24-4/colis/colis1921.html)
Комментариев нет:
Отправить комментарий