Safiya Noble on Search Engines — https://www.socialsciencespace.com/2024/01/safiya-noble-on-search-engines/ [8 января 2024].
В общем-то мало кому нужно пояснять, что такое поисковик*, однако мало кто это самое повседневное средство исследует. Если вы еще не читали ее книгу "Algorithms of Oppression: How Search Engines Reinforce Racism", то стоит начать знакомство с ее творчеством с этого текста (или подкаста, если угодно). Довольно странно, что книгу Шошаны Зубофф «Эпоха надзорного капитализма» на русский перевели, а текста С.У. Ноубл нет. Вышли они в один год, причем "Algorithms of Oppression" даже в более престижном издательстве. Видимо, критика капитализма более популярна, чем разбор механизмов работы инструментов поиска. Но у меня-то другой интерес.
Если книгу не хочется читать целиком, то можно кратко посмотреть аннотации глав на странице книги в англоязычной Википедии —https://en.wikipedia.org/wiki/Algorithms_of_Oppression. Кстати, книга читается быстро, примеры немного устарели, но сама идея кажется живее всех живых. Теперь с ней нужно добавить влияние на поисковые результаты мусора, который создаются при помощи ГИИ.
Пересказывать материал не стану, поскольку беседа у С.У. Ноубл и Д. Эдмондса получилась содержательная, но здесь обращу внимание не одну тему, которая, к сожалению, в тексте не развивается: о том, что корпорации успешно подают технологии как данность и любые издержки приписываются обстоятельствам и случайным решениям людей, а не индустрии. А ведь и на самом деле так. Представьте, то выяснилось бы, что подростки, которые носят ботинки вместо кроссовок или кеды вместо ботинок чаще совершают самоубийства (особенно если это конкретная марка). Вероятно, продукта бы на рынке не стало, а еще зная традиции США последовал бы бесконечный караван исков от пострадавших с приложением всех счетов за антидепрессанты. А социальные сети процветают. Потому что в рамках сформированного здравого смысла сейчас без социальных сетей жить невозможно, а другие социальные сети представить сложно. Видимо, мне эта мысль интересна как политологу, а ведь меня раньше очень интересовала тема легитимности. Я занимался легитимностью организаций, а здесь легитимность целого технологического блока.
* Хотя некоторым digital natives уже нужно, ведь они стали
пользоваться очень специфическим интернетом, где доминировали очень
конкретные компании, а критики их почти не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий