У нас давно проблема с грамотностью. Похоже, что слово стало чем-то вроде мема, который проясняет что-то или по крайней мере задает какую-то рамку для понимания. Даже если докинзовская миметика скорее мертва, но мемы живы. Однако легче от того, что мы можем объяснить привлекательность понятия грамотности, не становится. Грамотностей стало много, иногда кажется, что слишком много — и пора бы к этому это буйное цветению подобраться даже не с бритвой, а с косой Оккама.
Чтобы разобраться в понятиях, нужно систематически собирать и читать тексты, где эти понятия работают. Начну с самого заметного — проекта об универсальных компетентностях.
В первую очередь материалы этого проекта нужно искать на сайте Института образования ВШЭ. Сейчас приходится внимательно вчитываться в текст, чтобы в деталях понять, как работают концепты. Работа стоит того, поскольку на данный момент более подробных источников на русском языке не найти. Да, на английском таких источников много — и о многих их них в этом журнале еще пойдет речь. Однако поскольку я занимаюсь исследованиями в России коллег нужно знать и работать с их материалами внимательно.
Доклады, которые вначале делались в рамках большого межстранового исследования совместно с Мировым банком при поддержке Сбера, а потом в форме более конкретных и фокусированных текстов, можно найти на отдельной странице, которая называется как «корневой» доклад» — Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности — https://ioe.hse.ru/keycomp.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c.
Разве что нужно отметить, что последний текст, сделанный уже консорциумом по универсальным компетенциям в России, который называется «Универсальные компетенции в российских университетах», можно найти по другому адресу — https://publications.hse.ru/books/874501206.
Мне в данных текстах интереснее то, что в них пишут про новые грамотности, поскольку мой интерес идет больше из предметной деятельности, связанной с научной информацией. Но компетентности (они же — компетенции, нужно начать четче разводить эти понятия, как авторы «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» и предлагают) для меня возникают тогда, когда я уже понимаю, что за грамотности за ними стоят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий