Поиск как был, так и остается одним из основных наших занятий. Возможно, что становится всё более основным. Но если раньше мы искали себе пропитание: распределяли внимание между кочками на болоте и птицами в небе, чтобы как-то определиться с тем, что будем есть в конце дня, то теперь внимание всё больше приходится распределять между цифровыми объектами. И если раньше эти объекты были связаны в основном с работой, то теперь интеллектуальная, личная, социальная и сексуальная жизни становятся цифровыми или по крайней мере цифровой реальностью опосредованными. Про кочки, птичек и цветочки думать мы уже разучились, если не увлекаемся садоводством, рыбалкой или охотой, но сам процесс распределения внимания, выбора — если совсем широко мышления — у нас за последние несколько десятков тысячелетий по мнению биологов изменился не особенно. И чтобы это понять нужно не когнитивными науками увлекаться или нейропсихологией, а просто подумать о своих обычных способах работы с информацией (о чем нам, кстати, книги когнитивистов и психологов постоянно напоминают). И здесь самое печальное состоит в том, что заметить цифровую среду вокруг себя будто бы намного сложнее, чем природную. И хоть большинство жителей городов с трудом могут различать больше пяти видов птиц, еще в меньшей степени они могут отличать браузеры от поисковых сервисов, а «кэш» (кэш №1), который в купюрах храниться под матрасом, от «кэша» своего браузера (кэш №2), на котором сейчас очень просто зарабатывать кэш №1. Дело даже не в наших неолитических предках, природе эмоциональности и особенности социальных групп охотников и собирателей, а просто в том, что за последние 30 лет контекст нашей жизни изменился так значительно и стремительно, то отсутствие изменений в работе с информацией выглядит почти такой же катастрофой, как и исчезновение многих видов живых организмов с нашей планеты.
После этого лирического отступления нужно повториться. Несмотря на то, что мы не думаем про поиск и часто просто не замечаем, что что-то ищем и даже находим, поиск — это одно из основных наших занятий на протяжении всей истории живых существ. В 2024 году технологически мы совершаем поиск в совершенно иной небиологической реальности, а вот обманывают нас при помощи старых трюков, которым уже не одна тысяча лет. Здесь есть какое-то противоречие, даже проблема. Отсюда и появляется желание написать несколько коротких и полезных советов по работе с информацией. Скорее всего, они потонут в сетевом кликбейте. Тогда буду считать, что написание этой заметки имеет терапевтическое значение. Речь не будет идти о критическом мышлении, которое в последние годы стало популярно в мире, а о поисковой грамотности, то есть об умении выбирать правильные поисковые инструменты и на основе осмысленных запросов оценивать полученную информацию. На этом этапе говорить о критическом мышлении еще рано, потому что в большинстве случаев читать найденные источники не нужно. Впрочем, на этапе бездумного чтения бессмысленных источников говорить о критическом мышлении уже поздно. Понятно же, что чем более глупые материалы мы читаем, тем больше сил нужно потратить, чтобы извлечь из них хоть что-то полезное. Поэтому прибережем арсенал методов критического мышления на потом. Прежде, чем мыслить критически, давайте попытаемся научиться распределять свое внимание в соответствии со своими приоритетами: ставить себе цель, понимать свои ограничения и двигаться к желаемому, если не быстрее, то по крайней мере с заметной экономией своих сил и других ресурсов. Полагаю, что это нужно нам всем.
Однако же, кому советы по поисковой грамотности могут быть особенно полезны? В первую очередь тем, чья работа зависит от качественного подбора и изучения информации, то есть для всех аналитиков, чиновников, журналистов, преподавателей в вузах и учителей в школах. Во-вторых, любому человеку полезно улучшить навыки работы с информацией, поскольку все мы хотим лучше понимать себя и мир вокруг себя. В-третьих, советы полезны всем любопытным. А это ценное качество всячески нужно стимулировать, пока алгоритмы еще не захватили наше внимание окончательно. Тут я должен клясться, что я — алгоритм и никакие генеративные искусственные интеллекты при написании данного текста не пострадали.
Оказавшись тем самым любопытствующим много лет назад, я заинтересовался поиском, а найдя слишком много — начал думать. Не лучший пример для подражания, ведь как известно «знание умножает скорбь», но хочется верить, что не всегда и не для всех. Я — человек простой, поэтому мне всегда казалось, что еще немного знания пойдет мне на пользу. Едва ли кому-то может нравиться блуждать в цифровых потемках. К счастью, за годы проведенные в разных поисковиках мне стало ясно, что они могут оказаться очень даже полезными, если не пускать все на самотек. Это раньше, если пойти туда, не знаю куда, то можно было найти то, не знаю что. А теперь умные машины подкинут вам именно тот вариант, который соответствует вашему возрасту, вкусам и покупательной способности. Иванушка мог найти лягушку по чистой случайности, а вот вы ее найдете только если являетесь поклонником французской кухни. В противном случае приложения для свиданий не были бы так эффективны. Никаких случайностей — только расчет предпочтений, вероятностей и вашей покупательной способности.
Поэтому начинаю своё путешествие по стране того, не знаю чего. По пути придется определиться: и мне, и пути, и тому самому неведомому чему-то.